Roles Wiki
Advertisement

Атмосферно-космический истребитель

Вводная: фантастика ненаучная. Закрываем глаза на тепловую защиту и рассеивание паразитного тепла. Смотрим сквозь пальцы на объем баков рабочего тела и источник энергии.

Двигательные установки и управление полетом[]

В атмосфере корабль двигается по-самолетному. Для создания тяги используются длительные включения главных двигателей. В плотных слоях атмосферы в качестве рабочего тела используется забортный газ. На больших высотах используются бортовые баки рабочего тела. Для управления используются аэродинамические рули и изменение вектора тяги, а на больших высотах - еще и двигатели ориентации. В космосе для перехода между орбитами используются импульсы главных двигателей и двигателей ориентации, а также длительные включения двигателей малой тяги (ионных). Управление осуществляется двигателями ориентации и изменением вектора тяги.

Органы управления[]

Ручка управления самолетом (РУС) - находится справа от кресла пилота, имеет две степени свободы: наклон вперед/назад управляет тангажем самолета, наклояя его, соответственно, вниз или вверх; наклон влево/вправо управляет креном самолета. Педали ножного управления - две механически связанные педали (при нажатии одной отжимается другая), управляют курсом самолета. Ручка управления двигателями (РУД) - горизонтальная рукоятка, расположенная слева от кресла пилота, управляет поступательным движением. Движение вперед - увеличивает тягу, назад - уменьшает. Ручка может двигаться назад за нулевую отметку, включая тормозные двигатели, при этом на нее действует достаточно тугая пружина, исключающа случайное нажатие. РУД также может переламываться и вращаться, для управления боковыми перемещениями в космическом пространстве: вращение вперед включает тягу вниз, назад - вверх, перелом вниз - тягу вправо, перелом вверх - влево.

Выбор используемых рулей и двигателей ориентации осуществляется бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) сообразно со свойствами окружающей среды и характером полета, это обеспечивает одинаковое поведение машины при воздейстии на органы управления во всем диапазоне условий эксплуатации.

Приборы и система индикации[]

В кабине установлены четыре однотипных жидкокристаллических цветных многофункциональных дисплея (МФД). Три в ряд, четвертый - под средним. Над ними: справа - блок механических приборов, содержащий авиагоризонт, гирокомпас, двухстрелочный манометрический высотомер, слева - панель индикайции с табло, загорающимися при размыкании контрольных цепей.

Advertisement